Любое объединение служит для выражения общих интересов и консолидации усилий на важных для каждого участника направлениях. Такие задачи стоят перед любыми отраслевыми объединениями. Рынок поддерживается конкуренцией. Но рынок же и обеспечивает необходимость и эффективность ассоциаций, объединяющих в единое целое своих участников конкурирующих между собой на отдельных рынках.
Потенциал, предоставляемый отраслевыми объединениями, может быть использован не только в решении проблем в сфере нормотворчества, стандартизации, саморегулирования.
Исследование отраслевых проблем, связанных с рынком, тенденциями его развития, общими маркетинговыми проблемами участников объединений, – несомненно, важная часть работы отраслевых союзов.
В объединениях производственных предприятий внимание может быть направлено на изучение:
- общей для всех участников конъюнктуры рынка;
- конкретных сегментов рынков сбыта;
- внешних по отношению к отраслевому союзу конкурентов (например, других регионов или стран);
- исследование лояльности клиентов и партнеров в производственном секторе;
- общеотраслевой динамики цен на промышленную продукцию, как выпускаемую участниками объединения, так и закупаемую ими в качестве сырья, комплектующих, полуфабрикатов и пр.
В объединениях предприятий, ориентированных на потребителя (например, в сфере услуг, торговли и пр.), очень важные как для отрасли в целом, так и для каждого ее представителя могут выступить результаты систематических мониторингов, основанных на:
- сегментировании рынка и корректировке целевой аудитории;
- исследовании и тестировании продуктов;
- исследовании потребительского поведения и лояльности потребителей;
- исследовании уровня цен и ожиданий потребителей и т.д.
Важнейшее преимущество отраслевых объединений в проведении исследований для своих участников – возможность многократного снижения их стоимости, основанная на:
а) абонементе;
б) на коллективном заказе.
Постоянные коллективные исследования, проводимые в рамках и под эгидой отраслевых объединений, результаты которых доступны их участникам, выступают не только действенным способом повысить полезность ассоциации для собственных участников, но и служат мощным стимулом привлечения новых ассоциированных членов.
Итак, отраслевые ассоциации – это объединения. Ключевое преимущество объединения – коллективное решение проблем. Коллективное исследование – это, с одной стороны, способ снизить стоимость исследования, с другой, инструмент повышения сплоченности участников.
Исследовательские задачи, решаемые в рамках отраслевых объединений, значительно шире коллективных мониторингов и исследований рынков. Это и социологические опросы, бизнес-планирование, исследования субконтрактинга, создание единого бренда и многое другое.